Отделение дневного пребывания

ОТДЕЛЕНИЕ  ДНЕВНОГО  ПРЕБЫВАНИЯ

Наши специалисты: 

  1. Учителя – дефектологи;
  2.  учитель – логопед;
  3.  педагоги-психологи;
  4.  социальные педагоги и специалисты по социальной работе;
  5.  музыкальный руководитель;
  6.  педагоги дополнительного образования;
  7.  преподаватели изо-деятельности;
  8.  инструктор лечебной физкультуры.

Основные направления: 

  1. Социально-педагогическая и психологическая  диагностика  и  обследование  детей.
  2. Социально-педагогическая и психологическая коррекция детей.
  3. Социально-педагогическое и психологическое  консультирование родителей, детей с ограниченными возможностями.

Прием и реабилитация детей в дневном отделении осуществляется с индивидуальной работы  на период адаптации ребенка в Центре. Каждому ребенку разрабатывается индивидуальное расписание в зависимости от возраста и  его психофизиологических особенностей. Только после периода адаптации дети могут быть приняты в группы дневного  кратковременного пребывания. Часть детей проходят реабилитацию в Центре по индивидуальному маршруту.

Комплектование групп осуществляется на основании решения социально-психолого-медико-педагогического Совета Центра «Доверие» (далее-СПМПс Центра) с учётом психофизического нарушения, имеющегося у ребёнка, его  возрастных и индивидуальных особенностей. В группы принимаются дети с 1,5 до 18 лет.

Наполняемость группы кратковременного пребывания, как правило, от 6 до 10 детей. Количество детей в группе  зависит от возраста и степени выраженности нарушений.

Коррекционные группы кратковременного пребывания  детей. 

  1. от 1,5 до 2,5 лет – группа детей  с мамами -  «Играем вместе»;
  2. от  2,5  до  4  лет – группа «Ладушка»;
  3. от  4  до  6 лет – группа «Радуга»;
  4. от  6  до  10 лет - группа «Семицветик»;
  5. от  10  до 18 лет – группа «Юность».

Одной из важных форм коррекционной поддержки детей с нарушениями психофизического развития являются группы кратковременного пребывания. Цель деятельности групп – формирование способов усвоения детьми и подростками социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности, преодоление, предупреждение и коррекция у детей отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом; оказание психолого-педагогической помощи их родителям.

В дневном отделении Центра мы занимаемся абилитационно-реабилитационной работой с детьми, имеющими такие заболевания, как ДЦП, ранний детский аутизм, синдром Дауна, гидроцефалия, микроцефалия, различные степени поражения ЦНС, а именно:

  • дети с умственной отсталостью умеренной формы;
  • дети, имеющие сложную структуру нарушений;
  • соматически ослабленные дети с нарушением интеллекта.

С 2004г. наш Центр посещают дети с ограниченными возможностями здоровья

( 2 - 4 группа здоровья)  по направлению детских поликлиник. Комплексная психолого-педагогическая реабилитация этих детей осуществляется в течение 3-х месяцев.

В группах кратковременного пребывания созданы специальные условия для обеспечения чувства защищённости у детей с ограниченными возможностями.  Педагоги создают атмосферу психологического комфорта, формируют навыки адаптивного поведения и  познавательную  активность ребенка.

Все специалисты Центра – дефектологи, психологи, логопеды, социальные педагоги, специалисты по социальной работе, педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель, инструктор лечебной физкультуры разработали свои диагностические карты, которые позволяют прослеживать динамику развития в процессе коррекции и обучения. Каждый специалист проводит обследование, которое направлено на выявление актуального уровня развития ребёнка и зоны его ближайшего развития (это способность самостоятельно выполнять  задание, а также  выполнение заданий с помощью взрослого). При дальнейшем обследовании выявляется уровень  психофизического развития ребенка, уровень развития речи, запас общих представлений и навыков. По итогам обследования разрабатываются индивидуальные программы на каждого ребёнка. Все специалисты Центра работают в тесном контакте друг с другом.

В каждой группе кратковременного пребывания работает педагог-психолог. Главная задача психолога на группе – создание благоприятного климата в группе, своевременное разрешения конфликтных ситуаций, снятие эмоционального напряжения.  Он изучает особенности эмоционально-личностного развития каждого ребенка, составляет индивидуальные коррекционно – развивающие  программы обучения и воспитания ребёнка. В группе проводит занятия по игротерапии, сюжетно-ролевые  и  коррекционно-развивающие  игры. С детьми, имеющими эмоциональные, поведенческие особенности проводит  индивидуальные занятия. Работает в тесном контакте с родителями,  консультирует их  по вопросам воспитания в семье, соблюдения единых требований к ребёнку.

Основным специалистом, проводящим коррекционно-педагогическую работу в группе, является учитель-дефектолог. Он изучает детей, разрабатывает индивидуальные программы обучения, проводит индивидуальные коррекционные занятия с детьми, консультирует родителей по вопросам обучения ребёнка в домашних условиях.

В Центре ведет консультативную работу  учитель – логопед. Проводит диагностику речевого развития ребенка, выявляет нарушения в строении и  подвижности органов артикуляции. Ведет коррекционную работу, направленную на преодоление нарушений, на растормаживание речи у неговорящих детей. Работает над формированием правильного произношения у детей. Проводит консультации для родителей, дает рекомендации по  работе с ребенком дома.                    

Занятия по сенсорному развитию с использованием методики М.Монтессори проводит педагог дополнительного образования. Эти занятия  направлены на развитие у ребёнка ориентировочно-исследовательских действий, мелкой моторики. В ходе занятий происходит  развитие целостного восприятия  - свойств и качеств предметов (формы, величины, цвета). Педагог обучает использованию  предметов с точки зрения их функционального назначения.

            На занятиях  у педагога  дополнительного образования  дети учатся работать  с  природным  материалом, конструируют из бумаги, работают  с  мозаикой  и  тканью, с пластилином,  с крупами, занимаются аппликацией. Дети постарше обучаются работе с проволокой,  бисероплетению, вышивке лентами и крестом. Учатся работать аккуратно, приучаются к трудовой деятельности.  Но больше  всего   дети  любят  лепить  из  солёного  теста,   раскрашивать   свои  поделки. Все виды работ подбираются индивидуально с учётом умственных и физических возможностей ребёнка.

В нашем Центре работают педагоги по изо-деятельности высшей категории, являющиеся преподавателями  художественной школы. Через систему занятий они помогают детям с ограниченными возможностями реализовать свой творческий потенциал. Через различные виды изо-деятельности, арт-терапии, такие как рисование, лепка из глины происходит коррекция познавательной процессов. Дети становятся более усидчивыми, развивается память, внимание, мыслительные операции. Занятия формируют художественный вкус, эстетические чувства детей. Осваивая основные приемы лепки из глины, у детей попутно развиваются тонкие движения пальцев рук и кистей, зрительно-моторная координация.

Музыкальные занятия являются обязательным компонентом коррекционно-педагогической работы. Занятия предполагают два направления – коррекционные и развивающие. В музыкальной терапии педагогом  используется музыка как эмоциональная основа для общения детей, для развития взаимодействия со сверстниками. В индивидуальной работе использует логоритмические игры и упражнения, пальчиковая гимнастика на развитие артикуляционного аппарата, фонематического слуха. Работает в сотрудничестве с логопедом, использует дыхательные упражнения по рекомендации логопеда.

 Каждую пятницу для детей проводится театротерапия, которая  включает показ кукольного театра, игры, хороводы, игра с парашютом.

Ежемесячно в программе занятий предусмотрены   развлечения, праздники. Тематические праздники: «Праздник осени», «День матери», «Новый год» , «8 марта», «праздник Пасхи», « праздник русской березки», «День защиты детей» проводятся при участии детей и сотрудников Центра.

Физическое воспитание детей раннего возраста с нарушениями в развитии осуществляется разными методами. Главное на занятиях по физическому воспитанию – оздоровление детей, подбор игр и упражнений, оказывающих   общеукрепляющее воздействие на организм ребенка. А также осуществление своевременной коррекции двигательных нарушений. Упражнения подбираются с учетом возрастной физиологии.

В Центре с детьми раннего возраста занимаются социальные педагоги. Они ведут  работу по развитию социально-бытовых навыков. Работает над формированием базовых умений и навыков, культурно-гигиенических умений. Помогает детям реализовать в повседневной жизни. Педагог проводит дидактические игры с детьми. Осуществляет социально-педагогический  патронаж, обучает  родителей  детей с  ограниченными  возможностями  основам   реабилитации  в  домашних  условиях.

Все специалисты дневного отделения объединены одной целью – социализация детей к жизни в современном обществе. Наша позиция – взаимное доверие  друг к другу.