395-21-12
г. Обнинск, ул. Энгельса, дом 28
пн -пт: 8:00 -18:00
сб: 9.00 - 15.00, вс - выходной
Государственное бюджетное учреждение Калужской области «Обнинский Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Отделение психолого-педагогической помощи
Отделение предназначено для организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в части социально-психологических и социально-педагогических мероприятий.
Отделение:
Специалисты отделения осуществляют свою деятельность по реализации индивидуальных программ реабилитации как в самом Центре (в данном и других отделениях), так и в семьях, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями.
В отделении выделяются помещения для учебных занятий, лечебной игротеки, клубных и кружковых занятий, профориентационной, психокоррекционной работы и психотренингов и другие помещения, необходимые для реализации содержания и форм деятельности отделения.
Отделение психолого-педагогической помощи реабилитационного центра «Доверие».
Цель: обеспечение максимальной социально-психологической адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социальной среде.
- Задачи:
- Определение наиболее адекватных путей и средств развивающее-коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
- Прогнозирование развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и возможности обучения на основе выявленных особенностей развития.
- Реализация психологической развивающее-коррекционной работы с ребенком с ограниченными возможностями.
- Направления деятельности:
- Диагностика
- 1.Выявление специфики развития ребенка, отражающей ключевые особенности формирования психических структур, построение предположений о вероятности причинах и механизмах, пришедших к данному варианту дизонтогенеза.
- Консультирование
- 1.Создание психологических условий для адекватного восприятия родителями информации, связанной с проблемами в развитии их ребенка.
- 2.Создание готовности к длительной работе по развитию, коррекции и воспитанию.
- 3.Освобождение родителей от чувств вины, преодоление стрессового состояния семьи.
- 4.Создание и поддержка нормального климата в семье.
- Просвещение.
- 1.Индивидуално-типологические особенности разных категорий детей с ограниченными возможностями. Их сильные и слабые стороны.
- 2.Способы компенсации трудностей.
- 3.Особенности взаимодействия с ребенком с ограниченными возможностями, с его родителями.
- Коррекционно-развивающая работа
- 1.Коррекция сенсомоторной и познавательной деятельности.
- 2.Коррекция эмоционального развития.
- 3.Коррекция поведения.
- 4.Коррекция личностного развития.
- Организационно-методическая работа.
Консультация психолога.
- Первичный прием ребенка с нарушениями в развитии осуществляется психологом. Основной задачей первичного приема является формулирование целей психологической реабилитации ребенка с ограниченными возможностями в соответствии с его психологическим статусом и разработка реабилитационного маршрута (план реабилитационных мероприятий).
- Клинический психолог, педагог-психолог осуществляет данную задачу, т.е. производит с помощью проведения экспертно-реабилитационной психодиагностики высших психических функций, особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребенка и его социально-психологического статуса, имеющих непосредственное отношение к социальной реабилитации.
- Психологическая диагностика в рамках задач социально-психологической реабилитации включает:
- -оценку уровня интеллектуального развития;
- -оценку высших психических функций (внимание, восприятие, память, мышление);
- -оценку эмоционально-волевой сферы (эмоциональная стабильность, способность формирования и удержания волевых усилий);
- -диагностику личностных особенностей (самооценка, ценностные ориентации, особенности мотивационной сферы, наиболее часто используемые механизмы психологической защиты, круг интересов, уровень притязаний, внутренняя картина болезни);
- -оценку микросоциальной сферы личности: социально-психологического климата в семье, особенностей системы отношений в семье и других социальных группах, в которые включен ребенок с ограниченными возможностями здоровья.
- По данным психодиагностического обследования психолог составляет заключение, в котором описывается характер выявленных нарушений, а также формируются конкретные задачи психологической помощи ребенка с ограниченными возможностями в рамках социально-психологической реабилитации. Задачи могут иметь формулировки типа: « … развить, сформировать навыки общения», …снизить напряженность эмоциональных отношений в семье» и т.п. Таким образом, задачи социально-психологической реабилитации будут указывать, какие именно «психологические механизмы» будут восстанавливаться для достижения социальной интеграции.
- По окончании первичной консультации психолог должен:
- -отметить в реабилитационном маршруте ребенка мероприятия по психологической реабилитации (психологическое консультирование, психокоррекция, социально-психологический патронаж семьи). Привлечение клиентов к участию в группах взаимоподдержки, даты начала и окончания реабилитационных мероприятий.
- При выявлении в психологическом статусе ребенка, подростка с нарушением в развитии, выходящих, за рамки компетенции психолога, родителям рекомендуется обращение к специалистам: врачу-психитру, неврологу, психоневрологу.
- На протяжении всего процесса психологической реабилитации психолог осуществляет отслеживание динамики психического состояния ребенка, подростка, улучшение которого будет свидетельствовать об эффективности психологической реабилитации. По данным контрольных психодиагностических обследований также составляется психологическое сопровождение.
«Если в семье проблемы с ребенком…»
Комплексная психолого-педагогическая помощь детям, подросткам с ограниченными возможностями здоровья, и родителям при возникновении проблем в поведении и в отношениях с детьми и подростками.
Специалисты отделения оказывают профессиональную психологическую помощь детям с ограниченными возможностями в установлении контактов с окружающими людьми, формирование адекватного отношения к себе, свои особенностям, обусловленным болезнью, возможностям и способностям, а также в преодолении негативных психологических последствий инвалидности. Консультирование помогает родителям в преодолении трудностей и решении конфликтов в процессе воспитания, нахождения эффективных способов и форм общения с ребенком или подростком. Работа специалистов направлена на гармонизацию детско-родительских отношений.
В процессе психологической диагностики психологи определяют степень нарушения психических функций и особенностей личности, реабилитационный потенциал ребенка с инвалидностью.
По данным психодиагностического обследования психологи составляют заключение, а также формируются конкретные задачи психологической помощи семье в рамках социально-психологической реабилитации. Таким образом, задачи психологической реабилитации будут указывать, какие именно «психологические механизмы» будут восстанавливаться для достижения социальной интеграции.
На протяжении всего процесса психологической реабилитации психолог осуществляет отслеживание динамики состояния ребенка, улучшение которого будет свидетельствовать об эффективности психологической реабилитации. По данным контрольных психодиагностических обследований составляется психологическое сопровождение.
Психологическая услуга
|
Содержание и особенности услуги. |
продолжительность |
|
Психологическая диагностика |
Диагностика актуального развития ребенка раннего возраста (1 месяц-36 месяцев). Индивидуальная диагностика особенностей ребенка (подростка) |
3-5 встреч с ребенком (подростком) |
|
Семейная психодиагностика, диагностические встречи с родителями с целью прояснения проблематики ребенка (подростка) |
3-5 встреч с родителями |
|
|
Индивидуальные занятия педагога- психолога с ребенком (подростком) |
Занятия направлены на развитие личностных качеств, творческого потенциала, а также на коррекцию личностных особенностей ребенка (подростка) |
По взаимной договоренности с ведущим специалистом |
|
Психологическое консультирование родителей |
Консультативные встречи с психологом по вопросам эффективного общения, развития и воспитания ребенка |
По договоренности с ведущим специалистом |
|
Консультативные встречи с психологом по вопросам воспитания и эффективного общения с подростком |
|
|
|
При необходимости и взаимной договоренности с клиентом могут предлагаться: |
|||
Консультация педагога-психолога |
Консультативная беседа с психологом |
1-2 встречи |
|
Психологическая коррекция (психотерапия) отклонений поведения детей и подростков |
Индивидуальные коррекционные встречи с психологом |
От 20 встреч |
|
Семейное консультирование |
психокоррекция детско-родительских отношений |
|
|
Семейная психотерапия |
Изменение семейной ситуации, взаимоотношений, прояснение семейных конфликтов, проблемных ситуаций, отражающихся на состоянии здоровья ребенка |
От 20 встреч |
Работает семейный психолог |
Индивидуальная психотерапия родителей |
Решение внутриличностных противоречий и установок родителей, препятствующих эффективному воспитанию |
От 20 встреч |
Работает семейный психолог |
Расширение спектра предложений в детско-родительском направлении деятельности реабилитационного Центра «Доверия».
Специальные предложения для подростков |
|||
Психологическая диагностика |
Индивидуальное собеседование с подростком по результатам обследования |
|
|
Профориентационное консультирование подростков |
Консультирование подростков по самоопределению. |
|
|
Групповые формы работы |
|||
«Родитель-ребенок» - тренинг эффективного взаимодействия детей и родителей |
Группа для детей с 6 -8 лет.
|
|
Работают 2 педагога-психолога. |
«Творческая мастерская » для детей и подростков. |
|
|
Работает педагог-психолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования. |
Открытая «Творческая мастерская», Группа общения «Путешествие в сказку» для детей 8-14 лет |
|
|
|
Группа эффективного общения подростками |
|
Работают 2 специалиста. |
|
Коммуникативный тренинг |
направлен на формирование интереса к другому человеку, как личности, развитие форм и навыков общения в группе сверстников, развитие способности понимать других и выражать свои чувства, преодолевать страх публичных выступлений. |
|
|
Занятия личностного роста |
развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа |
|
|
Занятия профессионального самоопределения |
помощь подростку в планировании собственного времени и своего будущего, формирование навыка постановки и достижения целей, навыков саморегуляции, самоорганизации.
|
|
|
Сопровождения беременности женщин, относящихся к группе риска |
Создание и поддержка психологического комфорта, |
5 встреч |
|
Пакет комплексных психологических услуг при нарушениях психического развития, ЗПР, ММД, гиперактивности и дефиците внимания, трудностях в обучении. Если ребенок не внимателен, плохо запоминает, пересказывает, рисует и т.д. Если надо определить готовность к школе…
услуга
|
Содержание и особенности услуги. |
продолжительность |
|
Психологическое обследование ребенка и собеседование по результатам обследования |
|
|
Психолог |
Нейропсихологическая диагностика нервно-психического развития детей |
|
|
Клинический психолог |
Нейропсихологическая коррекция развития детей |
Сенсомоторная коррекция (индивидуальная и групповая). |
|
|
Психологическое консультирование родителей |
по вопросам эффективного общения, развития и воспитания ребенка с отклонением в развитии |
|
|
В нашем Центре разработана программа психологического сопровождения беременных женщин, относящихся к группе риска. Индивидуальная и групповая помощь осуществляется квалифицированным специалистом пренатальным психологом:
Программа состоит из этапов сопровождения беременности женщин, относящихся к группе риска:
В отделении патологии беременных:
Создание и поддержка психологического комфорта (2-3 сеанса индивидуальной и семейной психотерапии):
психологическая поддержка при проблемах,
приобретение навыков саморегуляции, т.е. овладение техниками произвольного регулирования функционального состояния организма и душевного состояния личности;
укрепление созданного психоэмоционального взаимодействия между будущими родителями, матерью и ребенком;
обеспечение чувства покоя, комфорта для будущей матери.
Профилактика возможных токсикозов и купирование их;
облегчение различных негативных симптомов течения беременности.
На базе реабилитационного центра «Доверия».
Психологическая помощь:
Создание и поддержка психологического комфорта (5 сеансов индивидуальной и семейной психотерапии):
снятие страхов и тревог перед родами;
создание психологических условий для успешного протекания родов;
ознакомление с информацией о внутриутробном развитии ребенка и психологическом значении процесса родов для ребенка, матери и отца.
Просвещение родителей:
Психологическая поддержка семьи, имеющей ребенка раннего возраста, относящегося к группе риска на базе ДО№3.
Психологическая помощь:
Создание и поддержка психологического комфорта (5 сеансов индивидуальной и семейной психотерапии):
профилактика возникновения послеродовой депрессии;
регулирование отношений между молодыми родителями, помощь в преодолении сложностей, связанных с появлением нового члена семьи;
повышение семейной культуры и взаимной ответственности за воспитание детей;
приобретение знаний по вопросам развития, воспитания и обучения ребенка раннего возраста.
Просвещение родителей:
Информированность о реабилитационном центре «Доверие», о возможностях получения медико-психологической помощи семьям, имеющих детей раннего возраста с нарушениями в развитии.
Домашнее визитирование:
Сопровождение ребенка раннего возраста с нарушениями в развитии. Диагностика актуального развития. Консультирование родителей по вопросам воспитания ребенка. Медико-психолого-педагогическая помощь семьям, имеющим детей раннего возраста на базе реабилитационного центра «Доверия».