Нейрокоррекция

Основные подходы к коррекционной работе в нейропсихологии детского возраста (Т.Г.Горячева)

Методологические основы нейропсихологической коррекции в детском возрасте

Нейропсихологическая коррекция, или коррекционно-развивающее обучение детей, - одна из сфер практического приложения теории развития высших психических функций Л.С.Выготского и теории системной динамической локализации высших психических функций А.Р.Лурии. теоретическую базу нейропсихологической коррекции составляет представление о том, что все психические процессы имеют сложное многоуровневое строение и опираются на работу множества мозговых структур, каждая из которых вносит свой специфический вклад в их протекание. В связи с этим недостаточность некоторых высших психических функций может иметь место при повреждении или дисфункции различных отделов головного мозга, но в каждом случае она проявляется специфично, качественно отличаясь от особенностей проявления при заинтересованности других мозговых структур.

 Эффективность обучения детей с проблемами психического развития зависит от многих факторов и в том числе от раннего выявления дефектов. Для этого необходимо диагностическое обследование ВПФ у детей, которое позволяет описать причины и механизмы имеющихся нарушений, поставить функциональный или топический диагноз и указать пути восстановления несформированных или нарушенных функций.

Современные представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе, данные о пластичности детского мозга и его больших резервных возможностях дают возможность создать ряд высокоэффективных технологий коррекционной работы в рамках нейропсихологического учения, опирающегося на системный подход.

Общие принципы коррекционной работы

Современные представления о закономерностях развития ребенка и теория нейропсихологической реабилитации, разработанная Л.С.Цветковой, позволяет выделить следующие принципы нейропсихологической коррекции в детском возрасте.

  • Принцип опоры на индивидуально-личностные особенности ребенка.
  • Принцип опоры на сохранные формы деятельности.
  • Принцип опоры на предметную деятельность и ее организацию.
  • Принцип программированного обучения.
  • Принцип от простого к сложному.
  • Принцип использования игровой деятельности.
  • Эмоциональный контакт с ребенком.

Этапы коррекционной работы

  1. Диагностический этап.
  2. Установочный этап.
  3. Коррекционный этап.
  4. Этап оценки эффективности коррекционной работы.

Занятия с ребенком необходимо продолжать для разрушения патологического механизма, обеспечения устойчивости достигнутого эффекта и профилактики новых нарушений. Максимальный эффект достигается спустя 6-7 месяцев после окончания психокоррекционного воздействия.

Подростковый возраст считается самым сложным, самым многогранным, непредсказуемым в жизни каждого человека. По большому счету происходит становление как таковой личности человека:

  • самопознание;
  • самопринятие, себя как личности;
  • укрепление / установление жизненной позиции;
  • обогащение и закрепление эмоционального опыта и пр.

Для подростка очень важно две системы отношений:

1) Я – группа сверстников;
2) Я – моя семья,
так как именно через эти системы отношений подросток познает «секреты успеха», получает эмоциональный отклик, который является самым необходимым в этом возрасте.

Если ребенок его не получает, ощущает явный недостаток, то начинает реагировать совершенно непредсказуемым образом:

  • снижение успеваемости;
  • агрессивность;
  • замкнутость и т.п

 Для тех, кому от 15 до 18 лет

  • формирование уверенности в себе, своих силах;
  • познание и изучение себя, своих личностных качеств, особенностей характера, склонностей, интересов;
  • готовность к выбору своего профессионального пути;
  • формирование адекватной оценки себя, своих возможностей;
  • построение взаимоотношения со сверстниками, родителями, учителями и другими взрослыми;
  • формирование нового взгляда на вещи, нового подхода к жизни.

Основа отношений взрослого с ребенком – принятие его таким, какой он есть. Каждый ребенок должен чувствовать, что он интересен, приятен взрослому, окружен доброжелательным вниманием, что взрослый отзывается на каждое обращение к нему, на желание общаться с ним каждого ребенка.

Установлению доверительного отношения ребенка к взрослому способствует отсутствие авторитаризма и императивных форм в формировании правил поведения в новых для ребенка социальных условиях жизни. Нужны не жесткие требования к выполнению заданий и правил поведения, а искреннее уважение к ребенку как к личности, признание его права на индивидуальные проявления, в том числе эмоциональные.